Воспитывая детей, родители используют методы поощрения и наказания, не всегда задумываясь о том, правильно ли делают это
Они просто хотят добиться от ребенка хорошего поведения, хорошей учебы и т.д. Но дети все разные, характеры разные и то, что хорошо одному, не подходит другому, поэтому взрослым нужно вдумчиво и разумно относиться как к поощрению, так и к наказанию, учитывая возраст ребенка, характер, особенности и ситуации. Должен быть баланс между поощрением и наказанием.
Наказания
Применять наказание до 2 лет не имеет смысла. Пока что он слушает, что ему говорят взрослые и так и делает. Он хорошо реагирует на интонацию, поэтому свое недовольство можно выразить сменой интонации.
Если до двух лет ребенок был спокоен, то потом, чаще всего, он не будет закатывать истерик, не будет агрессивен. Но, если вдруг что-то подобное начинает с ним происходить, понаблюдайте за ним. Может он заболевает, может спать хочет.
Возраст от 2 до 3 лет – возраст «я сам», «не хочу», «не буду» и т.д. Он хочет только так, как он хочет. Родители должны знать про это. Им следует быть внимательными к состоянию ребенка, учитывать его в той или иной ситуации, следить за своими словами, речью, интонацией, поступками. Наказание может и не потребуется.
В возрасте от 3 до 5 лет в жизни ребенка появляются правила, нужно учить его жить по этим правилам. Есть вещи, которые он пока не может понять, нужно просто помочь ему запомнить это, а он поймет позже. А что возможно объяснить – надо объяснить. Если во всем идти у него на поводу, он вырастет эгоистом. Уже должны быть, в соответствии с возрастом, какие-то обязанности: убирать игрушки, свои вещи, самому одеваться, застегивать обувь и т.д.
Возраст от 5 до 8 лет – сложный период. Традиции и привычки сформировались и, если отношения с ребенком конфликтные, стоит обратиться к психологу, чтобы понять как вести себя, что предпринять.
В любом случае надо иметь в виду, что, наказывая часто, родители получат в ответ лишь негативное отношение своего ребенка; наказывать трудом не надо, иначе потом любой труд будет расцениваться как наказание.
Поощрения
Ребенок, чтобы чувствовать себя любимым, нужным своим родителям, нуждается в ласке, внимании. Нужно приласкать его несколько раз в день, а не покупать с целью поощрения что-то. Искренняя ласка – это проявление любви.
Родители должны закреплять уверенность ребенка в себе похвалой: «Ты так замечательно все придумал, молодец! Мы гордимся тобой!» Но похвала должна быть заслуженной, не стоит хвалить за естественные, обычные вещи. Искренняя похвала будет оценена. Важно знать, что хвалят поступок, а не личность.
Ребенок очень ценит внимание родителей к его жизни. Он будет благодарен за такое общение, когда вы вместе обсудите фильм, какое-то событие, вместе приготовите обед, сделаете подарок, покатаете машинку и просто поваляетесь, подурачитесь. Такие мгновения, чаще всего, запоминаются на всю жизнь. Такое внимание для ребенка – поощрение.
Знание всегда вооружает, поэтому данные рекомендации подскажут родителям, как вести себя в разных ситуациях общения с ребенком.